В середине XIX века в районе Лисичанска возникли частные шахты. В селе
Рубеж-ном с 1858 года действовал рудник помещицы Шаховой, затем были открыты
рудники Депрерадовича и Богдановича.
Открывали свои шахты на своих полях и некоторые крестьяне Лисичанска,
верхне-го, Приволья. В 80-х годах таких шахт насчитывалось около двух
десятков.
В 1879 году от Попасной до Лисичанска была проложена железнодорожная
ветка, а в 1895 году Лисичанск был соединен железной дорогой с Купянском,
благодаря чему получил выход в центр страны. Это способствовало дальнейшему
развитию здесь промышленности. Весной 1890 года в селе Верхнем акционерное
общество "Любимов. Солве и К°" заложило Донецкий содовый завод, который
в апреле 1892 года начал выпускать кальцинированную соду. Рядом с заводом
был открыт железнодорожный пост Любимовский, переименованный затем в станцию
Переездная.
Донецкий содовый завод, положивший начало развитию химической промышленности
Донбасса, с первых лет стал крупнейшим предприятием отрасли, опередив
по объё-му производства Березниковский содовый завод. В 1895 году он выработал
22500 тонн соды. В дальнейшем мощность возросла, был налажен выпуск бикарбоната
натрия и других видов продукции.
Для обеспечения завода топливом акционерное общество
взяло у казны в аренду лисичанскую шахту "Дагмара", а в1896 году начало
рядом с ней сооружение крупной шахты "К. Скальковский". В 1902 году
на этой шахте работало 1250 человек, было выдано 6,8 миллиона пудов
угля. В селе Рубежное в 1897 году основано акционерное общество Александро-Дмитриевских
копей, в 1902 году была заложена еще одна частная шахта. В 1899 году
в селе верхнем был запущен завод акционерного общества Черноморского
цементного производства. Кроме того здесь действовали кирпичный завод,
мукомольная мельница, в Лисичанске - небольшой стекольный завод.Cледующая...